Изобретая смысл: доступ в собственную ситему мотивации.

 Одна из основных задач психолога (поведенческого терапевта): обучить клиента получать (иметь) доступ в собственную систему мотивации - уметь составлять карту (желательно как можно более подробную) того, что обуславливает и подкрепляет (а значит, инициирует, определяет) мое собственное поведение.

Потому что моё поведение (то, что я делаю час за часом день за днем в течение моей жизни) и составляет основное содержание, наполнение моей жизни. Здесь важно знать (не абстрактно, а очень конкретно - уметь называть словами), что в своей жизни я хочу делать побольше, а что я хочу делать поменьше.

Например, побольше я хочу: жить в любви, проявлять свою силу, получать удовольствие и радость от своего дела, поддерживать и вкладываться в теплые, глубокие отношения с близкими, заботиться о своем теле и здоровье, заботиться о своем духовном / интеллектуальном опыте, путешествовать.

И, например, поменьше я хочу: инициировать и поддерживать конфликты, заниматься нелюбимыми, бессмысленными вещами, иметь только поверхностные, опустошающие контакты с другими людьми, поддерживать саморазрушительные практики, проводить много времени в 'бессодержательном контенте'.

И дальше как раз важна подробная работа (в перспективе - самостоятельная) с картой моей мотивации: как я могу повлиять на увеличение вероятности того своего (!) поведения, которым я хочу наполнять жизнь, и на уменьшение присутствия того поведения, которое я вроде и не хочу совершать, но в котором я раз за разом себя обнаруживаю.

Карта моей мотивации - это не алхимический камень или набор не доступных мне шифров. Это, в первую очередь, довольно конкретное семантическое поле (<вещество слов>!), на котором я могу вполне сознательно химичить. Химичить с помощью слов и с помощью смыслов, которыми я могу наделять разные свои действия. Наделять - как человек, как разумное, вербальное, интеллектуальное / духовное существо. Единственное животное, которое может менять свое поведение (а иногда и чужое, кстати) за счет изменения смысла, за счет смысловых 'стимулов', которые я могу изобретать и дарить себе и своей жизни.

Я могу, моя посуду, 'тратить свою жизнь ни на что', а могу (в тот же самый момент, внутри того же самого действия) 'бороться с хаосом и противостоять энтропии'. Я могу 'скучать и тяготиться' работой, а могу развивать свое мастерство, профессионализм, способность испытывать удовольствие и внутреннюю удовлетворенность от качественно выполненной работы - и снова, как и с посудой, делать это (видоизменять смысл, перспективу) внутри внешне примерно одного и того же действия.

Здесь есть сложность: смысл, который может быть мотивационным топливом (или тормозом) для моего действия, должен быть сформулирован таким образом, чтобы он мог отслаиваться от конкретного действия и мог погружаться в него. Смысл не должен быть намертво привязан к действию, иначе это будет еще одной ловушкой. 'Путешествовать' - это не поехать на полгода в Перу. Нет, классно, когда это возможно, но и без Перу я могу сочинять действия под этот смысл. Дойти с сыном до детского сада и вернуться обратно. Заметить голубя. Проросшую травой трещину на асфальте. Прыгающую палочку - крошечную саранчу, которую я никогда раньше не встречала. Подняться до квартиры пешком, замечая как каждый раз на новом этаже под немного новым углом видно кусочек неба. Это и есть сегодня 'путешествовать' для меня - делать то, что мне важно делать для себя. В том объеме и в той форме, которая на сегодня доступна. Делать это немного побольше, чем никак, немного побольше, чем не делать.

У меня вряд ли получится быть у руля всего потока жизни - это нереалистическая утопия. Обстоятельства непрерывно меняются в разные непредсказуемые стороны - это природа жизни. Но зато я могу быть у руля смысла - семантического обозначения действий, движений, событий, в которые я вовлечена, - иногда очень очень простого, а иногда очень очень сложного - что и зачем (для себя зачем, а не вообще зачем) я делаю, зачем и куда я с утра встаю, зачем и куда я иду.

Так, формулируя, изменяя и привнося смысл, я педантично и научно создаю магический эффект - изобретаю себе ту жизнь, которой мне скорее хочется, чем не хочется жить. Изобретаю не из воздуха, конечно, а из того, что есть. Из чего же ещё?